Конец индустриального века

Ни для кого уже не новость, что нам выпало жить во времена информационной революции, однако мало кто задумывается, что индустриальный век, характеризующийся крупносерийным производством подходит к концу. Глобализация, вызванная, прежде всего, появлением новых средств связи, стиранием границ и сокращением расстояний, привела к чрезмерному увеличению масштабов массового производства. Однако, любая система, подходящая к пику своего развития, одновременно, движется и к переломному моменту, после которого следует или распад или перерождение системы. Быстро растущие количественные показатели производства совсем скоро обратятся в качественный скачек. Для этого требуется только, чтобы экспансия системы упёрлась в пределы ресурсов, спроса или технологий. В пределы технологий пока упереться не удастся, т.к. они сейчас переживают стремительный рост и имеют достаточно большой запас жизнеспособности, однако ресурсы и спрос уже не поспевают за производством. Понять, как же изменится отрасль автоматизации производства и как это повлияет на бизнес - мы попытаемся в данной статье. Прежде всего нужно проанализировать возможности информационных технологий, которые и ведут к отказу от крупносерийного производства, далее же мы рассмотрим тенденции фундаментальных преобразований в производстве и экономике и те средства, с помощью которых можно будет реализовать успешную стратегию в сфере производства и услуг.

Информационная революция произвела на свет Интернет - всеобъемлющую паутину сетевой инфраструктуры, мощные технологии оцифровки данных - глаза, уши и руки глобальной сети, дешёвые средства хранения цифровых данных, и конечно же, сверхбыстрые микропроцессоры - множественные сердца единого организма. На стыке технологий появилась человеко-машинная распределённая информационная система, которой уже не может управлять один центр, а тенденции её развития не поддаются корректировке и регуляции. Интеллектуальная сеть начала плотно покрывать всю поверхность планеты, распространяясь в виде кабельных и беспроводных коммуникаций, персональных и серверных ЭВМ, множества отдельных устройств промышленного и бытового назначения управляемых микропроцессорами и микроконтроллерами размером с булавочную головку.

Что же нам дают все эти новшества? Теперь расстояния, скорость обработки данных и человеческий фактор перестали быть проблемой в системах автоматизации производства. Все процессы становятся процессами реального времени, в том числе и массовое производство товаров и услуг. Появилась возможность, не сокращая темпов производства, учитывать любые персональные требования заказчика, индивидуальные предпочтения и личные особенности, которые, без всякой переналадки, прямо в реальном времени поступают от потребителя и массово материализуются в поток выпущенных по единичному заказу продуктов. Крайняя степень персонализации приводит к тому, что каждый клиент получает в точности то, в чем нуждается. Любой потребитель сможет принять участие в интерактивной "примерке" изделия на свои нужды, скомпоновать продукт и откорректировать все подвижные параметры в заданных системой диапазонах и, как в доиндустриальную эпоху, получить уникальный заказной товар от "мастера", который никогда не повторяется.

В данном случае мы можем говорить о промышленном товаре, об услуге или информационном продукте - от этого не меняются ни технологии ни принципы изготовления и продажи в новой сетевой инфраструктуре. Цена тоже формируется персонально, тарифный план разрабатывается системой для каждого потребителя в отдельности, а после получения товара, потребитель становится не просто постоянным клиентом или регулярным потребителем услуги, а полноценным партнером производителя, от которого в реальном времени поступает обратная связь о качестве и эксплуатационных показателях продукта. Устанавливаются долгосрочные информационно-финансовые партнёрские отношения, выгодные обоим сторонам. Грань между потребителем и поставщиком постепенно стирается, т.к. клиент сам становится поставщиком информации и генератором новых идей для производителя.

В таких условиях информационные системы поддержки производства становятся центральным составляющим успешного предприятия. На первый план выходят интеллектуальные программно-аппаратные комплексы, заменяющие собой долгий путь инженерной и технологической подготовки. Резко сокращается время от заказа до выпуска изделия, а человеческий труд применяется только в качестве источника творческих идей, ведь такая роль машине никогда не будет доступна. Вся рутинная работа по стыковке требований, выбору инструментария, технической реализации, даже по выбору самого дешёвого и эффективного места производства происходит незримо для клиента. Система назначает задания различным, доступным ей, производственным мощностям, расположенным в удалённых друг от друга местах, координирует создание отдельных узлов продукта, транспортировку, сборку, настройку и доставку. Каждый субъект производства при этом получает надлежащую ему компенсацию потраченных ресурсов. Производство становится онлайновым, а его структура динамической. Партнёрские связи между субъектами устанавливаются автоматически исходя из принципов наибольшей взаимной выгодности, а так же наименьшей стоимости транспортировки между промежуточными местами технологической обработки в процессе производства.

Каковы же должны быть эти мета-технологии, позволяющие сделать описанную схему реальностью? Вот ключевые особенности:
1. Использование онлайновых "мастеров" для персональной компоновки заказа
2. Автоматизированное планирование технологических процессов и поставки сырья
3. Динамическое связывание производственных мощностей с минимизацией затрат
4. Исчезновение торговых площадок и переход к доставке готового товара непосредственно в место потребления
5. Отслеживание перемещения сырья, товаров, контейнеров, средств производства и транспорта с помощью систем GPS и чипов радиочастотной идентификации RFID
6. Контроль качества и сервисное сопровождение товаров на протяжении всего цикла: (заказ, производство, поставка, использование, обслуживание и утилизация) что достигается благодаря идентификации товаров, производителей и клиентов
7. Обеспечение обратной связи от потребителей товаров и услуг, которая влияет на алгоритмы принятия решений при повторном цикле производства уже модифицированных версий товара. Ведь кто является экспертом в удобстве и улучшении эксплуатационных характеристик товаров? Конечно же - это потребитель, а значит он наиболее ценный специалист для компаний производителей.

Мораль в конце выводить не будем т.к. ожидаем продолжения...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Введение мета-уровеня

Метамодель в задачах интеграции информационных систем

CLEAR